Для создания предприятия необходимо. Создание предприятия

«Структура предприятия» - 1. Линейная организационная структура управления. На практике различают 3 типа организации промышленного производства: Рабочее место может быть: Цеха основного производства. 2. Функциональная структура управления. Обслуживающие хозяйства. Комплексные. Вспомогательные цеха. Различают методы организации производственного процесса:

«Прием делегаций» - Открытие визы Перечень необходимых документов: - оригинал паспорта - приглашение от принимающей организации (достаточно факсовой копии) - фотография размером 3*4 см. - заполненная анкета на получение визы. Если срок пребывания не превышает 3-4 дня (не включая выходных дней- процедура регистрации не требуется).

«Юридическое лицо» - Частный бизнес. 3. Экономические субъекты – юридические лица. Акционерное общество. Объединения юр. лиц. Финансируемое собственником учреждение. Общество с дополнительной ответсвенностью. Участники – государство (РФ) или муниципальные органы Цель деятельности – коммерческая. Хозяйственное товарищество.

«Организационно-правовая форма» - Цель пилотного исследования. Изменение ОПФ и факторы корпоративного управления. Гипотеза 3. Финансовые показатели деятельности компании могут влиять на решение об изменении ОПФ. Около 78% респондентов отрицают риск потери ключевыми собственниками корпоративного контроля. Гипотеза 1. Темпы развития компании могут влиять на изменение формы юридического лица.

«Финансы предприятия» - Принцип самофинансирования – полная окупаемость затрат на производство и реализацию продукции и инвестирование в разви­тие производства за счет собственных денежных средств и, при необходимости, банковских и коммерческих кредитов. Принцип хозяйственной самостоятельности. Себестоимость продукции.

«Денежные средства предприятия» - Облигация – ценная бумага с фиксированным доходом, выпускаемая предприятием или государством. Структура фондового рынка. Денежные фонды предприятия. 3 Финансовый механизм. 2 Финансы предприятия. Дать определение понятию «денежный поток». Финансы предприятий, учреждений, организаций; страхование; государственные финансы.

Всего в теме 8 презентаций

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятия и этапы разработки стратегического плана. Требования к разработке стратегического плана. Снабженческо-сбытовая структура предприятия. Анализ объема реализации продукции и финансовых результатов деятельности предприятия на примере ООО "Инвина-Опт".

    курсовая работа , добавлен 10.09.2013

    Составление резюме и общая характеристика предприятия. Анализ рынка, сильных и слабых сторон конкурентов, проект производства и формирование плана маркетинговой деятельности. Цели и этапы разработки бизнес-плана, его назначение, функции и структура.

    бизнес-план , добавлен 24.10.2010

    Принципы формирования стратегии развития предприятия и осуществления стратегического управления. Понятие и назначение стратегии предприятия. Этапы стратегического планирования. Виды стратегического планирования и общий вид структуры стратегического плана.

    курсовая работа , добавлен 29.06.2010

    Характеристика этапов создания предприятий малого бизнеса: осмысление идеи, регистрация, разработка плана маркетинга и стратегического управления данным предприятием. Целесообразность создания предприятия с точки зрения интересов фирмы и государства.

    курсовая работа , добавлен 05.10.2010

    Основные понятия и этапы разработки стратегического плана предприятия, требования, которые к нему предъявляются. Анализ стратегической деятельности ООО "Усолье". Факторы внешней и внутренней среды. Ежегодный рост продаж товаров как стратегическая цель.

    курсовая работа , добавлен 29.08.2011

    Сущность и значение бизнес-планирования. Особенности формального и стратегического планирования. Разработка бизнес-плана предприятия. Основные требования к разработке бизнес-планов. Процесс составления бизнес-плана. Основные методы исследования рынка.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2010

    Сущность и основные этапы составления бизнес-плана – такого планирования развития предприятия, которое необходимо для освоения новых сфер деятельности фирмы, создания новых видов бизнеса. Оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии. План маркетинга.

    реферат , добавлен 22.01.2011

    Понятие бизнес-плана, его сущность и особенности, классификация и разновидности. Цели и задачи бизнес-планирования на современном этапе. Разработка бизнес-плана ООО "Макин и компания", его этапы и стадии, анализ рентабельности и ликвидности предприятия.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2009

Созданию нового малого предприятия должно предшествовать возникновение идеи организации определенного вида предпринимательской деятельности. Следует заранее продумать и подобрать коллектив единомышленников, надежных и квалифицированных. Надо определить финансовые источники, которые потребуются для открытия и функционирования предприятия. Важен также удачный выбор фирменного наименования.

Создание нового предприятия предполагает ряд обязательных этапов (рис. 2.1). На начальном этапе определяется состав учредителей и разрабатываются учредительные документы: устав предприятия и договор о создании и деятельности предприятия с указанием его организационно-правовой формы. Наряду с этим оформляется протокол № 1 собрания участников общества о назначении директора и председателя ревизионной комиссии. Затем открывается временный счет в банке, куда в течение 30 дней после регистрации предприятия должно поступить не менее 50% уставного капитала. Далее предприятие регистрируется по месту своего учреждения в местном органе власти.

Рис. 2.1.

Для государственной регистрации представляются следующие документы:

  • заявление учредителя (или учредителей) о регистрации;
  • устав предприятия;
  • решение о создании предприятия (постановление собрания учредителей);
  • договор учредителей о создании и деятельности предприятия;
  • свидетельство об оплате государственной пошлины.

По завершении регистрации и получении свидетельства о регистрации все сведения о новом предприятии передаются в Министерство финансов РФ для включения его в Государственный реестр. Здесь предприятиям присваиваются коды Общесоюзного классификатора предприятий и организаций.

На заключительном этапе создания нового предприятия его участники полностью вносят свои вклады (не позднее чем через год после регистрации) и открывают постоянный расчетный счет в банке. Предприятие регистрируется в районной налоговой инспекции, заказывает и получает круглую печать и угловой штамп. С этого момента предприятие функционирует как самостоятельное юридическое лицо.

Если предприятие создается как акционерное общество (АО), то его учредителям предстоит также осуществить подписку на акции. При открытой подписке учредители публикуют извещение о предстоящей подписке, где указывают предмет, цели и сроки деятельности будущего акционерного общества, состав учредителей и дату проведения учредительной конференции, намечаемый размер уставного фонда, количество и виды акций, их номинальную стоимость, сроки начала и окончания подписки на акции и другие необходимые сведения. Подписавшиеся на акции обязаны до дня созыва учредительной конференции внести не менее 30% их номинальной стоимости. Если все акции распределяются между учредителями, то взнос должен составить не менее 50%. Полностью выкупить акции акционер обязан не позднее года после регистрации акционерного общества.

Затем проводится учредительная конференция. В ее задачу входит решение следующих вопросов:

  • создание акционерного общества;
  • утверждение устава акционерного общества;
  • размер уставного фонда после завершения подписки на акции;
  • выборы руководящих органов акционерного общества и др. После успешного завершения учредительной конференции осуществляется регистрация вновь созданного акционерного общества, и оно может начинать функционировать.

К сожалению, несмотря на все меры, принимаемые на федеральном уровне, процедура государственной регистрации вновь создаваемого предприятия в России встречается еще со множеством бюрократических препятствий.

Между тем создание предприятия в Германии требует лишь заверения уставных документов у нотариуса (занимает 1 час), открытия счета предприятия в банке (20 минут) и регистрации автотранспорта фирмы (40 минут). Итого вся процедура укладывается в 2 часа. При этом после первых двух этапов предприниматель, не дожидаясь регистрации своего вновь созданного предприятия в Торгово-промышленной палате ФРГ, может заниматься любым бизнесом: производством, торговлей, сервисом - всеми видами деятельности, которые не противоречат законам Германии.

Подобная процедура характерна для всех стран Европейского сообщества. Своему процветанию ФРГ в значительной степени обязана простой разрешительной процедуре создания новых предприятий.

По данным академика Н. Шмелева , условия открытия и функционирования малых предприятий в России несколько сложнее, чем во многих развитых странах. Так, в Швеции на регистрацию новой компании требуется 16 дней. А для того, чтобы оформить права собственности на подлежащее регистрации имущество, - 2 дня. В среднем же по странам ОЭСР на регистрацию новой компании, по данным Всемирного банка, требуется 28 дней, на оформление прав собственности - 34 дня.

В Италии установлен единый максимальный срок в 90 дней для регистрации новой компании. Если этот срок нарушается, автоматически запускается механизм возмещения нанесенного предпринимателю ущерба. Для получения компенсации потерпевшему частному лицу или фирме достаточно представить жалобу на неправильные действия или бездействие соответствующих государственных структур.

В Германии государственная система поддержки предпринимательства включает более 500 федеральных и региональных программ, а в целом по странам Европейского союза (ЕС) при создании нового предприятия 40% требуемого капитала может быть сформировано за счет долгосрочных - до 20 лет - льготных кредитов в сумме до 300 тыс. евро, предоставляемых в рамках государственных программ. В первые два года по таким кредитам не требуется уплаты процентов, а главное, что государство берет на себя в полном объеме риск невозврата заемных средств. Германский банк развития ежегодно инвестирует в развитие малых и средних предприятий около 100 млрд долл., или около 40% национального валового внутреннего продукта (ВВП). Подобные примеры по европейским странам можно продолжить. В результате, в 27 странах ЕС предприятий микробизнеса (от 1 до 9 работающих) большинство - 91%. Всего же в странах Евросоюза насчитывается более 23 млн малых и средних компаний, предоставляющих 75 млн рабочих мест.

В Китае реформы после 1978 г. начались с создания и расширения деятельности малых и средних предприятий, что позволило оживить полумертвую экономику и создать в стране полнокровный рынок. Сегодня в Китае действует более 40 млн малых и средних компаний, что составляет около 90% всех зарегистрированных юридических лиц. Они обеспечивают работой 70% занятых, а их доля в совокупном объеме продаж близка к 60%.

Разновидности предприятий за рубежом. Представляют интерес шесть возможностей собственного будущего предприятия, рекомендуемых известным экономистом Г Берлом : инкубаторы; надомный бизнес; блошиные рынки; предприятия, выполняющие заказы почтой; передвижные предприятия, или предприятия временного характера; продажа товаров на вечеринках и во время демонстраций товаров.

Все названные типы бизнеса имеют общие черты: индивидуальный характер деятельности и очень низкие либо очень гибкие требования к первоначальному капиталу. Предполагается, что такие предприятия весьма подвижны и переменчивы. Различаются они рядом особенностей.

Как известно, инкубатор - это аппарат для искусственного выведения цыплят в определенных условиях. Применительно к бизнесу под инкубатором понимается какое-то предприятие (организация), которое служит своего рода зонтиком, обеспечивающим другим, как правило, предприятиям малого бизнеса, необходимое состояние делового климата: помещение, оборудование, консультативный совет из специалистов и экспертов, возможности получения необходимого капитала и др.

Надомный бизнес должен быть «тихим», не нарушающим правил общежития в данном районе. Эта деятельность не обязательно ограничена домом. Многие виды услуг надомного бизнеса могут оказываться вне дома, например настройка музыкальных инструментов, тренерская работа, работа экскурсовода, услуги по консультированию и т.д. При надомном бизнесе могут понадобиться домашний телефон (свой или дополнительный), желательно с автоответчиком, копировальная техника, компьютер, принтер.

Блошиные рынки широко распространены ныне в России, хотя называть их так пока не решаются. Участвовать в этом бизнесе могут как мелкие производители, так и розничные и оптовые торговцы. Во всем мире такие рынки очень популярны. Здесь можно изучить спрос на продукцию, купить небольшие партии товара для перепродажи и т.п., и все это при минимальных затратах.

Больших специальных знаний, опыта, усилий, времени, капитальных вложений требует бизнес «услуги - почтой». Для получения достаточного количества заказов, обеспечивающих гарантированную прибыль, необходимо охватить значительное число людей. В условиях этого вида бизнеса процент реальных заказов может быть очень небольшим, и для того чтобы выжить и получить прибыль, нужно делать значительную наценку на товар.

В последние годы в России получили широкое распространение передвижные , или временные , торговые точки, где продаются одежда, обувь, галантерея, парфюмерия, произведения искусства и др. Здесь же предлагают горячие сосиски, пироги и т.п. Как правило, эти сооружения или место для торговли арендуются на незначительный или неопределенный срок. Оснащение таких торговых точек минимальное, складские помещения не требуются. Поэтому следует выбирать товар, который имеет быструю оборачиваемость и не конкурирует с товарами окружающих вас постоянных продавцов на этом рынке.

Наконец, торговля на вечеринках и по образцам по сравнению с другими видами предпринимательской деятельности требует относительно меньше хлопот и затрат. Однако предпринимателю надо иметь возможность попадать на различные приемы и домашние вечеринки.

Все рассмотренные типы бизнеса на первый взгляд кажутся очень простыми. Вместе с тем только глубокое изучение каждого из них, отдельные исследования, наблюдения позволят сделать правильный выбор при организации нового собственного дела.

Перед началом собственного дела следует выполнить так называемую маркетинговую разведку , т.е. найти свою рыночную нишу. При этом надо обратить внимание на ряд условий:

  • политические факторы - стабильность политической системы, защита собственности, инвестиций;
  • социально-экономические - состояние покупательной способности отдельных слоев общества, на удовлетворение нужд которых будет работать создаваемое предприятие, возможная конкуренция, происходящие инфляционные процессы, состояние финансово-кредитной системы;
  • правовые - наличие и состояние законодательной базы предпринимательства.

Далее необходимо решить вопрос об организационно-правовой форме вновь создаваемого предприятия. При выборе формы следует учитывать стартовые условия предприятия. Большинство предпринимателей избирают форму товарищества с ограниченной ответственностью как наиболее приемлемую, при которой участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

При подборе учредителей следует учитывать платежеспособность, деловую порядочность, полное взаимное доверие. Практика показывает, что нередко учредители, начав свой бизнес и столкнувшись с определенными трудностями, расходятся, а иногда и становятся врагами. Поэтому подбирать учредителей следует тщательно и неторопливо.

  • См.: Шмелев Н. Экономика здравого смысла // Бизнес-журнал. 2008.Март - апрель. № 6. С. 10-14.
  • См.: Берл Г. Создать свою фирму. - М.: Дело, 1994. С. 68.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц (далее – государственный реестр).

Государственная регистрация юридических лиц (далее – государственная регистрация) – акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации предусмотрел государственную регистрацию юридического лица (ст. 51), При этом Кодекс и Закон о его введении (ст. 8) указывают на то, что порядок такой регистрации должен определяться специальным федеральным законом.

Реализуя положения ГК, комментируемый Закон предусматривает правообразующее значение государственной регистрации, т. е. с момента регистрации организация считается созданной в качестве юридического лица, с момента регистрации юридически завершаются (оформляются) процедуры реорганизации и ликвидации коммерческой или некоммерческой организации. Комментируемый Закон предусматривает и регистрацию иных действий в отношении юридического лица.

Основным законодательным актом, регулирующим отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц, является комментируемый Закон, который был принят на основании и во исполнение ст. 51 ГК РФ. Гражданский кодекс устанавливает общее правило, согласно которому юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Важно отметить, что в случаях расхождения комментируемого Закона или актов, принятых в его развитие, с ГК приоритет, безусловно, следует отдавать кодексу.

Нормы, предусматривающие государственную регистрацию, содержатся также в федеральных законах, регулирующих отношения по поводу организации и деятельности различных организационно – правовых форм юридических лиц. Это Федеральные законы, так же как и комментируемый Закон, принятые на основании и во исполнение Гражданского кодекса: «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О производственных кооперативах», «О товариществах собственников жилья», «О некоммерческих организациях» и некоторые другие.

Отношения по поводу государственной регистрации юридических лиц наряду с законодательными актами могут регулироваться нормативными указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить комментируемому Закону, и иными федеральными законами. Федеральное Правительство вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные государственной регистрации юридических лиц, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации. Конечно же, постановления Правительства Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Определение места государственной регистрации являлось одной из задач комментируемого Закона. Необходимость такого определения обусловлена п. 2 ст. 54 ГК РФ, связывающего определение места нахождения юридического лица с местом его государственной регистрации.

В комментируемой статье место государственной регистрации определяется местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого органа – местом нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Исходя из положений указанного пункта, юрисдикция регистрирующих органов определяется по территориальному принципу. Юридическое лицо приобретает правоспособность только после государственной регистрации. Соответственно учредительные документы создаваемого юридического лица для третьих лиц имеют значение только после государственной регистрации юридического лица. В то же время действие учредительных документов для учредителей начинается с момента их утверждения или заключения (например, формирование уставного капитала хозяйственного общества начинается с момента принятия решения о создании юридического лица и заключения учредительного договора, но до государственной регистрации, формирование органов управления происходит перед государственной регистрацией в соответствии с утвержденным учредителями уставом). Поэтому обязывать заявителей представлять в регистрирующий орган только подлинник учредительных документов, что зачастую происходит на практике, неправомерно.

Нормы комментируемой статьи прямо предусматривают возможность представления вместо подлинников учредительных документов их нотариально удостоверенных копий.

Комментируемая статья не предусматривает решение всех проблем, возникающих при подаче документов. Например, неясно, какие учредительные документы будут представлять некоммерческие организации, действующие на основании общего положения об организациях данного вида. Видимо, стоит ограничиться представлением в регистрирующий орган такого общего положения в подлиннике либо нотариально удостоверенной копии. В случае если общее положение об организациях данного вида является нормативным актом, достаточно представления текста указанного акта.

Одним из документов, предусмотренных комментируемой статьей, является выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя.

Иностранные юридические лица обязаны доказать, что они существуют как таковые в стране своего учреждения, и представить в связи с этим выписку из указанного реестра этой страны. С выпиской из такого реестра возникают определенные сложности, потому что законодательства целого ряда стран разрешают существование компаний «де-факто», которые подлежат определенному учету или регистрации лишь в случае возникновения такой необходимости по законодательству страны, где они находятся или осуществляют свою деятельность. Думается, что у таких компаний, с одной стороны, возникнут определенные трудности при создании юридических лиц на территории Российской Федерации, а с другой – им сложно будет защищать свои собственные интересы с позиций законодательства своей страны.

Оплата государственной пошлины.

Комментируемой статьей установлено, что за совершение действий по государственной регистрации взимается государственная пошлина. Данная норма носит отсылочный характер и подлежит применению в корреспонденции с положениями законодательства о налогах и сборах. Первый шаг к установлению единообразия во взимании пошлин и сборов за государственную регистрацию юридических лиц сделан в Законе от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ, в соответствии с п. 18 ст. 2 которого в Закон о государственной пошлине внесены следующие изменения.

Во-первых, регистрация юридических лиц, в том числе регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, отнесена теперь к объектам взимания государственной пошлины (ст. 3 Закона о государственной пошлине).

Во-вторых, установлена единая ставка государственной пошлины за регистрацию юридических лиц и регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, в размере 2000 рублей.

В-третьих, п. 7 ст. 5 Закона о государственной пошлине определен исчерпывающий перечень субъектов, освобожденных от уплаты пошлины за регистрацию юридических лиц, в который входят:

– органы государственной власти;

– органы местного самоуправления;

– профессиональные союзы, объединения (ассоциации) профессиональных союзов, первичные профсоюзные организации при их государственной регистрации в качестве юридических лиц, в том числе при государственной регистрации изменений, вносимых в их учредительные документы.

В-четвертых, Законом о государственной пошлине установлено, что пошлина за регистрацию юридических лиц уплачивается до подачи соответствующего заявления (подп. 10 п. 2 ст. 6) и подлежит зачислению в федеральный бюджет (п. 3 ст. 6).

Данная статья является практическим воплощением концепции рассматриваемого Закона, направленного на упрощение процедуры государственной регистрации юридических лиц. Она содержит исчерпывающий перечень документов, представляемых для государственной регистрации.

Для отдельных юридических лиц установлен специальный порядок государственной регистрации (см. ст. 10 и комментарий к ней), в том числе иной перечень документов, представляемых для государственной регистрации. Например, для государственной регистрации торгово-промышленной палаты необходимо представить:

Заявление учредителей торгово-промышленной палаты, в котором также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа торгово-промышленной палаты;

Устав торгово-промышленной палаты в трех экземплярах;

Протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей, принявших устав торгово-промышленной палаты;

Решение Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о согласии на создание данной торгово-промышленной палаты;

Документ об уплате государственной пошлины.

Об особенностях государственной регистрации общественного объединения будет подробно сказано в следующем разделе.

При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно – правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

в) решение о реорганизации юридического лица;

г) договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами;

д) передаточный акт или разделительный баланс;

е) документ об уплате государственной пошлины.

В момент представления документов для государственной регистрации непосредственно в регистрирующий орган последним выдается заявителю расписка в получении документов. Расписка содержит перечень и наименование документов, представленных заявителем для государственной регистрации юридического лица, дату получения документов, фамилию, инициалы и должность работника регистрирующего органа, его подпись (см. приложение 2). Традиционно подобные документы заполняются в двух экземплярах, один из которых остается в регистрационном деле юридического лица, второй выдается (направляется по почте) заявителю. Указанная расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом и носит доказательственное значение.

Значение расписки, о которой идет речь, состоит не только в том, что она подтверждает принятие документов от заявителя. С указанной в ней даты начинается проведение регистрационных действий. Кроме того, с указанной даты начинается исчисление установленного в ст. 8 Закона пятидневного срока, в течение которого должна быть произведена государственная регистрация.

При получении документов для регистрации работник регистрирующего органа вносил в журнал (книгу) учета документов, представленных для регистрации, запись о получении документов с указанием наименования создаваемого юридического лица, лица, представившего документы, и сведений об оплате государственной пошлины.

Государственная регистрация вновь создаваемых юридических лиц производится в течение пяти дней (п. 3 ст. 13 комментируемого Закона), юридических лиц, образованных в результате реорганизации, осуществляется также в пятидневный срок (п. 4 ст. 15 комментируемого Закона).

Особо следует отметить, что рассматриваемый срок исчисляется не календарными, а рабочими днями, т. е. течение срока приостанавливается на выходные и праздничные дни. Срок для проведения государственной регистрации исчисляется с момента представления документов в регистрирующий орган. При этом первым днем срока считается день, следующий за днем представления документов в регистрирующий орган. Под словом «документы» в данном контексте следует понимать документы, необходимые для государственной регистрации, с учетом общих требований к порядку их представления и оформления, установленных ст. 9 комментируемого Закона, и специальных требований для отдельных регистрационных действий.

Согласно ст. 23 комментируемого Закона отказ в государственной регистрации допускается только в двух случаях: непредставления определенных настоящим Законом необходимых для регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган. При отсутствии указанных оснований для отказа в регистрации должностное лицо регистрирующего органа в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации. Данное решение является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр, который ведется на бумажных и электронных носителях. На практике до принятия комментируемого Закона регистрация осуществлялась аналогичным образом: должностное лицо регистрирующего органа издавало приказ (принимало постановление или иной документ), содержащий решение о государственной регистрации; на основании указанного документа работники регистрирующего органа переносили сведения о регистрации на бумажный и электронный носители.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Именно с моментом государственной регистрации законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение правосубъектности юридического лица. Таким образом, государственная регистрация имеет не техническое, а юридическое значение. Права участвовать в управлении делами общества, получать информацию о его деятельности, принимать участие в распределении прибыли возникают на основании юридического состава, включающего два юридических факта: соглашение и акт регистрации. Значение момента государственной регистрации в том, что только с этого момента изменения, внесенные в учредительные документы хозяйственного общества, приобретают силу для третьих лиц. С моментом государственной регистрации связано не только возникновение прав, но и возникновение обязанностей. Например, согласно п. 1 ст. 16 Закона об обществах с ограниченной ответственностью каждый учредитель общества должен полностью внести свой вклад в уставный капитал общества в течение срока, который определен учредительным договором и который не может превышать один год с момента государственной регистрации общества. С моментом государственной регистрации законодательство связывает и прекращение прав и обязанностей юридического лица. Например, юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Не позднее одного рабочего дня с момента внесения в установленном порядке в государственный реестр соответствующих записей о государственной регистрации юридического лица, внесении изменений в учредительные документы либо о реорганизации, регистрирующим органом выдается либо направляется по почте заявителю документ, подтверждающий государственную регистрацию. Таковым документом является соответствующее свидетельство, форма которого и требования к содержанию установлены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439.

В свидетельствах указаны: наименование регистрирующего органа, выдавшего документ, наименование юридического лица, дата выдачи. Обязательными реквизитами являются дата и государственный регистрационный номер, а также указание на должностное лицо, его подпись и печать регистрирующего органа.

На практике проведение государственной регистрации удостоверяется специальной регистрационной надписью и штампом установленной формы, проставляемыми на оригиналах учредительных документов. При подписании сторонами нескольких экземпляров, например, учредительного договора (договора о создании) штамп о регистрации должен ставиться на всех этих экземплярах.

Пунктом 4 комментируемой статьи установлена обязанность регистрирующего органа в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации направить сведения о регистрации в государственные органы, определяемые Правительством РФ. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки представления соответствующему юридическому лицу сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством РФ.

Вновь создаваемые компании самостоятельно определяют сферу своей деятельности, указав соответствующий код в документах, подаваемых в регистрирующий орган.

К тому же юридические лица не избавлены от обязанности обращения в органы статистики для присвоения кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

Особенности регистрации общественных объединений

Современное российское законодательство не предусматривает обязательной регистрации общественных объединений. В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» создаваемые гражданами общественные объединения могут либо регистрироваться в порядке, установленном данным Законом, и приобретать права юридического лица, либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. В последнем случае общественное объединение может функционировать (клуб по интересам, ассоциация кузнечного ремесла...), но при необходимости совершения сделок (аренда, защита прав в суде...) какому-то физическому лицу (члену клуба) придется выступать стороной в сделке в интересах общественного объединения.

Приобретая права юридического лица, общественные объединения получают возможность участвовать в гражданских правоотношениях. Они могут иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно – просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности общественного объединения, указанной в его уставе (ст. 30 того же Закона). Для зарегистрированных общественных объединений становится доступной и предпринимательская деятельность.

Но это не единственные юридически значимые последствия государственной регистрации. Только зарегистрированные общественные объединения получают возможность участвовать и в определенных публичных правоотношениях. Например, политические партии могут участвовать в избирательных кампаниях только после государственной регистрации, обязательность которой установлена п. 1 ст. 15 Федерального закона от 11 июля 2001 г. «О политических партиях»

Такие общественные объединения, как национально – культурные автономии, учреждаются исключительно на общих собраниях (конференциях) национальных общественных объединений (ст. 6 Федерального закона от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально – культурной автономии». Выступать же в качестве учредителей иных общественных объединений имеют право только те общественные объединения, которые прошли государственную регистрацию и являются юридическими лицами. Согласно ст. 4 Федерального закона от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» объектами государственной поддержки являются только зарегистрированные в установленном порядке означенные общественные объединения, и притом функционирующие не менее одного года с момента государственной регистрации.

Таким образом, государственная регистрация общественных объединений существенно расширяет объем правоспособности данных институтов гражданского общества. Зарегистрированные общественные объединения получают дополнительные права для достижения своих уставных целей и защиты общих интересов граждан, участвующих в их деятельности.

Общий порядок государственной регистрации юридических лиц и правовые отношения, возникающие в связи с этим, регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», принятым в соответствии со ст. 51 ГК РФ. Вместе с тем в силу ст. 10 названного Закона в отношении отдельных юридических лиц другими федеральными законами может устанавливаться специальный порядок их регистрации . Так, особый порядок государственной регистрации предусмотрен для общественных объединений и таких их видов, как политические партии и профессиональные союзы, закрепленный соответственно Федеральными законами «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности».

После принятия Закона «О государственной регистрации юридических лиц» в указанные Законы во исполнение Федерального закона от 21 марта 2002 г. «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом „О государственной регистрации юридических лиц“» были внесены изменения и дополнения в части, касающейся государственной регистрации данных общественных структур.

Обратим внимание на некоторую правовую неопределенность, сложившуюся на практике после принятия Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц». Статья 21 Федерального закона «Об общественных объединениях» в редакции от 19 мая 1995 г. предусматривала, что первоначальный порядок государственной регистрации общественных объединений, установленный данным Законом, подлежит изменению после принятия закона о государственной регистрации юридических лиц. Такой Закон был принят 8 августа 2001 г. Значит, если буквально толковать приведенную норму, то уже в августе 2001 года действующий порядок государственной регистрации общественных объединений следовало признать юридически ничтожным.

Рассмотрим правовые новеллы, внесенные в порядок регистрации общественных объединений Федеральным законом «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом „О государственной регистрации юридических лиц“».

В соответствии с прежней редакцией ст. 21 Федерального закона «Об общественных объединениях» в качестве регистрирующих органов выступали органы юстиции, и в этом отношении Закон следовал за Гражданским кодексом. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» использует иной подход в определении организационной основы государственной регистрации юридических лиц. Она, согласно ст. 2 Закона, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на то в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Следовательно, определение регистрирующего органа выносится на подзаконный уровень, Закон же только указывает на то, что уполномоченный регистрирующий орган является органом исполнительной власти федерального уровня.

В государственной регистрации таких объединений участвует указанный регистрирующий орган. По Постановлению Правительства РФ таковым является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Вместе с тем сохраняется участие в данных правоотношениях и органов юстиции. Последние принимают решение о государственной регистрации общественных объединений, а уполномоченный регистрирующий орган на основании данного решения вносит соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц. С момента внесения такой записи общественное объединение считается созданным как юридическое лицо.

Таким образом, процесс государственной регистрации общественных объединений разбит на два этапа: 1) принятие решения о государственной регистрации общественного объединения; 2) внесение соответствующей записи в единый реестр юридических лиц. Эти этапы отличаются друг от друга не только по организационным критериям, но и по цели и содержанию совершаемых действий.

На первом этапе орган юстиции принимает заявление о государственной регистрации общественного объединения и документы, необходимые для этого. Обязанность органа юстиции состоит в проверке наличия полного пакета документов, представляемых на регистрацию, и содержания этих документов с точки зрения их соответствия закону. По результатам проверки орган юстиции должен принять решение о государственной регистрации общественного объединения либо об отказе в ней.

На втором этапе совершается такое юридически значимое действие, как внесение в реестр записи о государственной регистрации общественного объединения, поскольку именно с этого момента объединение считается созданным как юридическое лицо.

На всю процедуру государственной регистрации закон отводит один месяц. В соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об общественных объединениях» федеральный орган юстиции или его территориальный орган в месячный срок со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения обязан принять решение либо о государственной регистрации и выдать учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи об общественном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, либо об отказе в государственной регистрации и выдать учредителям мотивированный отказ в письменной форме. При этом временные рамки, отводимые органам юстиции на принятие указанных решений, сужаются, так как в пределах данного месяца полномочный регистрирующий орган имеет право в течение пяти рабочих дней проверять полноту сведений и документов, поступивших из органов юстиции и необходимых для внесения соответствующей записи в государственный реестр. Не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения данной записи, он сообщает об этом в органы юстиции, а те, в свою очередь, не позднее трех рабочих дней со дня получения информации обязаны вынести одно из указанных решений и выдать заявителю соответствующие документы. Нарушение установленного срока может быть обжаловано в суд. По старым же правилам органы юстиции имели целый месяц на принятие решения о государственной регистрации.

Некоторые изменения внесены в Федеральный закон «Об общественных объединениях» и в части, касающейся требований к документам, подаваемым на регистрацию. Если ранее в заявлении о государственной регистрации общественного объединения указывалось только место жительства членов постоянно действующего руководящего органа, подписавших заявление, то новые правила требуют также указания их фамилий, имен, отчеств и контактных телефонов. Устав общественного объединения представляется не в двух, а в трех экземплярах. Регистрационный сбор заменяется государственной пошлиной. Кроме того, при регистрации общественного объединения необходимо представить сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением.

Установленный порядок государственной регистрации общественных объединений отличается от того, который закреплен в Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц». Особенности государственной регистрации общественных объединений состоят в следующем .

Ранее было отмечено, что в государственной регистрации общественных объединений принимают участие органы юстиции и полномочный регистрирующий орган. В функции органа юстиции входит принятие решения о государственной регистрации общественного объединения и передача необходимых сведений и документов в регистрирующий орган. Перечень таких сведений и документов содержится в ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц». К ним относятся полное и сокращенное наименование юридического лица; его организационно – правовая форма; адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом; способ образования юридического лица; сведения об учредителях юридического лица; копии учредительных документов юридического лица; сведения о правопреемстве – для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц либо в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации; дата регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица; способ прекращения деятельности юридического лица; фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с российским законодательством; идентификационный номер налогоплательщика при его наличии; сведения об имеющихся лицензиях.

Порядок взаимодействия федерального органа юстиции и территориальных органов с полномочным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации общественных объединений определяется Правительством РФ.

Участие в государственной регистрации общественных объединений двух структур – органа юстиции и регистрирующего органа – может вызвать проблему, связанную с определением их ответственности в случае нарушения порядка государственной регистрации.

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» ст. 24 возлагает ответственность на регистрирующий орган. И здесь следует отметить, что наименование указанной статьи не совсем совпадает с ее содержанием. В статье речь идет не только об ответственности регистрирующего органа, но и его должностных лиц.

При государственной регистрации общественных объединений ответственность должна быть четко распределена между органами юстиции и их должностными лицами, с одной стороны, и регистрирующим органом и его должностными лицами – с другой. От того, насколько детально будет прописан этот вопрос, зависит степень гарантированности права на объединение.

Основанием привлечения к ответственности органов юстиции и их должностных лиц следует рассматривать необоснованный отказ в государственной регистрации общественного объединения, отказ по мотивам нецелесообразности создания общественного объединения, а также уклонения от государственной регистрации и нарушение сроков передачи необходимых сведений и документов в регистрирующий орган или непредставление таких документов и сведений.

Регистрирующий орган и его должностные лица должны нести ответственность за нарушение срока, в течение которого они обязаны внести соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц и проинформировать об этом органы юстиции.

Такое распределение ответственности обусловлено теми полномочиями, которые закреплены за органами юстиции и регистрирующим органом при государственной регистрации общественных объединений.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации общественных объединений, предусмотренный Федеральным законом «Об общественных объединениях», отличается от того, который установлен Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц». Помимо заявления о государственной регистрации, решения о создании общественного объединения, учредительных документов общественного объединения, документа об уплате государственной пошлины, должны быть представлены следующие документы : сведения об учредителях; сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения; протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений – для международных общероссийских и межрегиональных общественных объединений; документы, подтверждающие правомочия общественного объединения на использование личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством об охране интеллектуальной собственности или авторских прав (ст. 21 Федерального закона «Об общественных объединениях»). Ко всем указанным документам предъявляются следующие требования: они, во-первых, не должны противоречить законодательству, во-вторых, должны быть оформлены в надлежащем порядке и, в-третьих, содержать достоверную информацию.

Следует обратить внимание на то, что Федеральный закон «Об общественных объединениях» использует такие дефиниции, как «документы, необходимые для государственной регистрации», «учредительные документы», «устав общественного объединения». При этом возникает вопрос, почему в данном Законе понятия «учредительные документы» и «устав общественного объединения» употребляются как разные (органы юстиции отдельно проверяют на соответствие законодательству устав общественного объединения и достоверность информации, содержащейся в учредительных документах общественного объединения). В то же время в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 52) и Федеральным законом от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» учредительным документом общественного объединения является только устав. По сути, разными словами обозначается один и тот же документ, что недопустимо с точки зрения законодательной техники. Поэтому в Федеральный закон «Об общественных объединениях» следует внести коррективы, заменить словосочетание «учредительные документы общественного объединения» на «устав общественного объединения».

Возможен и иной вариант. Так как недопустима регистрация общественного объединения, в документах которого содержится недостоверная информация, то ее достоверность должна проверяться во всех документах, подаваемых объединением на государственную регистрацию, а не только та, которая содержится в его уставе (учредительных документах).

Существующая же редакция ст. 23 Федерального закона «Об общественных объединениях», устанавливающая основания для отказа в государственной регистрации, где законодатель использовал словосочетания «учредительные документы общественного объединения» и «устав общественного объединения», может вызвать проблемы при регистрации общественных объединений, поскольку неясно, достоверность информации в каких документах должен проверять орган юстиции.

Вызывает возражения и новая норма того же Закона, согласно которой перечень документов, необходимых для осуществления государственной регистрации общественного объединения, создаваемого путем реорганизации, и порядок их представления определяются Правительством РФ (ч. 3 ст. 25). Таким образом, правовое регулирование указанных правоотношений переводится на подзаконный уровень. В отечественной юриспруденции негативно оценивается подобный способ правого регулирования общественных отношений, связанный с государственной регистрацией юридических лиц. Странной выглядит эта норма и на фоне того, что в Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц» имеется специальная глава, посвященная государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации. В этой главе закреплен перечень документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица, образуемого таким способом, и порядок его регистрации. Если законодатель стремился отразить специфику регистрации общественных объединений, возникающую при реорганизации, то ее следовало бы отразить в законе, но не в подзаконном акте. Тем более если учесть норму ст. 10 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», предусматривающую, что специальный порядок государственной регистрации отдельных видов юридических лиц закрепляется федеральными законами.

В анализируемых законах предусмотрены различные сроки, отводимые на государственную регистрацию. Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Федеральный закон «Об общественных объединениях» устанавливает больший срок – один месяц. При этом в течение месяца органы юстиции должны проверить документы, поданные на регистрацию, а регистрирующий орган – внести соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц.

Отказ в государственной регистрации юридического лица в соответствии со ст. 51 ГК РФ допускается только в случаях, установленных законом. Примечательно, что прежняя редакция указанной статьи закрепляла такие основания для отказа в государственной регистрации, как нарушение установленного законом порядка образования юридического лица и несоответствие его учредительных документов закону. Данная формула позволяла проверять законность создания юридического лица.

По-иному основания отказа в государственной регистрации сформулированы в Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц». К ним относятся непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган (п. 1 ст. 23). В отечественной литературе по-разному оценивается данная норма. Придерживаясь буквального толкования, одни исследователи с сожалением отмечают, что Закон не позволяет оценивать законность создания юридического лица, а отказ от регистрации возможен только по формальным основаниям. В то же время некоторые исследователи расширительно понимают основание для отказа в государственной регистрации: «Непредставление» документов включает также представление документов, которые не могут быть приняты в связи с тем, что их содержание не соответствует требованиям закона.

Более детализированный перечень оснований для отказа в государственной регистрации закреплен Федеральным законом «Об общественных объединениях». В государственной регистрации общественного объединения может быть отказано, если:

– устав общественного объединения противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, положениям ст. ст. 16, 19, 20 и 21 настоящего Федерального закона и законам об отдельных видах общественных объединений;

– не представлен полный перечень учредительных документов или они оформлены в ненадлежащем порядке;

– ранее зарегистрировано общественное объединение с тем же названием на территории, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

– органом, регистрирующим общественные объединения, установлено, что в представленных на регистрацию учредительных документах содержится недостоверная информация;

– название общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Таким образом, данный Закон более конкретен, чем Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц», – он обязывает органы юстиции проверять как полноту представленного на регистрацию пакета документов, так и их соответствие закону. Тем самым органы юстиции оценивают законность создания общественных объединений и как юридических лиц.

Тем не менее, остается проблема, связанная с тем, что следует понимать под ненадлежащим оформлением учредительных документов. Можно ли говорить, что в данном случае основанием для отказа в регистрации будет являться погрешность в чисто внешнем оформлении учредительных документов или под ненадлежащим оформлением документов понимаются также и погрешности в их содержании.

В ст. 23 Федерального закона «Об общественных объединениях», устанавливающей основания для отказа в их государственной регистрации, учредительные документы упомянуты трижды. При этом два раза говорится о проверке их содержания. Во-первых, устав общественного объединения проверяется на соответствие Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, отдельным положениям данного Федерального закона, законам об отдельных видах общественных объединений. Во-вторых, учредительные документы проверяются с точки зрения достоверности содержащейся в них информации. Третье упоминание учредительных документов связано с требованием представления их полного перечня и надлежащего оформления. Таким образом, если Закон отдельно выделяет в качестве основания для отказа в государственной регистрации общественных объединений содержательную сторону учредительных документов, то ненадлежащее оформление следует понимать именно как брак во внешнем оформлении учредительных документов.

Но нельзя исключать и ошибку законодательной техники. Возможно, законодатель предусмотрел проверку всех учредительных документов и при этом отдельно указал на особую значимость закрепления в учредительных документах достоверной информации и соответствия устава общественного объединения Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, отдельным положениям Федерального закона «Об общественных объединениях» и законам об отдельных видах общественных объединений.

Для разрешения поставленного вопроса необходимо выяснить цели законодателя, т. е. прибегнуть к телеологическому толкованию нормативного материала, и проанализировать соответствующую правоприменительную практику.

На подобную проблему обратили внимание и авторы комментария к Федеральному закону «О политических партиях». Согласно подп. «в» п. 1 ст. 20 этого Закона политической партии может быть отказано в государственной регистрации, если не были представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации. Сомнения комментаторов связаны с тем, должен ли орган юстиции проверять только полноту перечня необходимых документов или «сюда включается также и ненадлежащее (то есть не соответствующее требованиям закона) оформление этих документов». Авторы комментария полагают, что «непредставление требуемых законом документов надо толковать лишь как непредставление полного перечня документов», так как «законодатель сознательно не применил более точную формулировку нормы ч. 1 ст. 23 Федерального закона „Об общественных объединениях“. При этом комментарий к Федеральному закону „О политических партиях“ оставляет открытым вопрос, что следует понимать под ненадлежащим оформлением. Целесообразно обратить внимание и на то, что в указанном Законе не употребляется словосочетание „учредительные документы политической партии“ – оно заменено конструкцией „документы, необходимые для регистрации“.

Следует указать на еще один дефект Федерального закона „Об общественных объединениях“ – в нем неоправданно ограничены возможности органов юстиции при проверке документов, представляемых при государственной регистрации общественных объединений. Так, одним из оснований для отказа в государственной регистрации общественного объединения Закон предусматривает противоречие устава общественного объединения положениям ст. ст. 16, 19, 20, 21 данного Закона. Тем самым Закон допускает возможность регистрации общественных объединений, уставы которых будут противоречить другим его положениям, в частности нормам, устанавливающим имущественные права и обязанности общественных объединений. Поэтому целесообразно изменить формулировку абз. 2. ч. 1 ст. 23 Закона и указать, что в государственной регистрации общественных объединений может быть отказано, если устав общественного объединения противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, Федеральному закону „Об общественных объединениях“ и законам об отдельных видах общественных объединений.

Чтобы основать собственное дело, необходимо выбрать правовую форму организации, которая соответствует выбранной сфере предпринимательства (критерии разграничения предприятий по формам собственности мы уже рассматривали).

Предприятие создается:

По решению собственника имущества или уполномоченного им органа;

По решению трудового коллектива;

В результате принудительного разделения другого предприятия по решению антимонопольного органа;

Вследствие выделения из состава действующего предприятия одного или нескольких структурных единиц;

На базе структурного подразделения действующего объединения по решению трудового коллектива, если на это есть согласие собственника или уполномоченного им органа.

Есть несколько этапов создания предприятий: начальный, подготовительный, регистрационный, организационный.

Самым для управленческого звена является начальный этап образования предприятия. На этом этапе прогнозируются будущее состояние, внешняя среда, определяются составляющие предприятия и исследуется их взаимодействие. То есть осуществляются:

Определение миссии предприятия;

Выбор предпринимательской деятельности (сферы деятельности);

Поиск партнеров;

Подготовка бизнес-плана;

Выбор организационно-правовой формы предприятия;

Определение целей предприятия;

Оценка и анализ внешней среды;

Определение стратегии деятельности предприятия;

Выборы или назначение руководителя предприятия (уполномоченного по регистрации).

Второй этап создания предприятия - подготовительный. Он включает следующие составляющие:

Подготовка и составление учредительного договора;

Подготовка и составление устава предприятия;

Определение юридического адреса;

Составление пакета протоколов о намерениях сотрудничества;

Согласование работы с банковскими учреждениями (открытие счета, предоставление нотариально заверенных копий устава и учредительного договора, двух экземпляров банковских карточек, копии свидетельства о государственной регистрации и т.п.);

Подготовка и утверждение пакета учредительной документации.

Процедура образования предприятий (фирм) в основном одинакова для всех. Учредительные документы юридических лиц делятся на основные и дополнительные. Основные определяются законодательством и состоят из устава и договора.

Основные разделы учредительного договора малого предприятия следующие:

Предмет договора;

Обязательства;

Права и ответственность;

Порядок разрешения споров;

Размер уставного фонда;

Юридический адрес.

Учредительный договор - один из важнейших видов договора, предусматривающего добровольное объединение двух или нескольких лиц, их имущества, в котором каждый участник берет на себя определенные обязательства относительно других участников с целью присвоения прибыли. Поэтому в нем обращают внимание на общие объемы уставного фонда, доли каждого из учредителей и на форму (натуральную или вещественную), в которой она вносится, а также на способы оплаты за предоставленные друг другу товары, услуги или выполненные работы.

Важными в учредительном договоре также положения о формах ответственности участников за невыполнение взятых обязательств, порядок разрешения споров, условия расторжения или продления договора и др. Подписанию учредительного договора, как правило, предшествует тщательное комплексное технико-экономическое обоснование деятельности предприятия, прежде всего расчет уставного фонда, ожидаемых прибылей, баланса доходов и расходов на функционирование предприятия и др.

Главное назначение учредительного договора заключается в правовом регулировании отношений учредителей предприятия. Учредительный договор является одной из разновидностей соглашения о совместной хозяйственной деятельности с образованием самостоятельного юридического лица.

Цель учредительного договора - объединение имущества капиталов и предпринимательских усилий для получения прибыли. Учредительный договор определяет взаимоотношения между участниками фирмы, прежде всего имущественного и организационного характера. Об этом свидетельствует структура договора, имеет следующие разделы: "Общие положения", "Предмет (вид), основные цели и направления деятельности", "Внешнеэкономическая деятельность", "Права фирмы", "Производственно-хозяйственная деятельность", "Управление фирмой и ее трудовым коллективом "," Организация и оплата труда "," Распределение прибыли (дохода) и возмещение убытков "," Учет, отчетность и контроль "," Прекращение деятельности фирмы (реорганизация и ликвидация) ".

Учредительные документы подтверждают юридический статус предприятия, поэтому требуют профессионального подхода к укладке. Такую работу поручают, как правило, специалистам (юристам, экономистам). Устав и учредительный договор подписывают все учредители (участники), тиражируют в необходимом количестве экземпляров, свидетельствуют у государственного нотариуса и подают на регистрацию.

Частные предприятия создаются и функционируют на основе устава. Устав - главный и очень важный документ в деятельности предприятия. Это юридический документ, определяющий деятельность предприятия, регулирует экономические и юридические отношения всех его работников. В уставе приводится полная характеристика направлений деятельности предприятия. Структура устава предприятия включает следующие основные разделы: "Общие положения", "Предмет, цели деятельности", "Имущество предприятия", "Органы управления", "Производственно-хозяйственная деятельность", "Регулирование трудовых отношений", "Учет, отчетность и контроль" , "Реорганизация и прекращение деятельности предприятия".

В уставе также определяются вид предприятия, его полное название, местонахождение, товарный знак. Задача устава - дать представление о правовом статусе предприятия (фирмы) как самостоятельного хозяйственного субъекта, имеющего все права юридического лица, о его внутренний механизм управления и самоуправления, режим формирования и использования имущества предприятия (фирмы), распоряжение его средствами и прибылью.

В разделе "Органы управления" предполагается, что управление предприятием осуществляется на основе сочетания прав собственника по хозяйственному использованию своего имущества и принципов самоуправления трудового коллектива. Предприятие самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штат. Владельцы могут делегировать свои права по управлению предприятием совету предприятия или другому органу, который предусматривается уставом предприятия. Наем (назначение, избрание) руководителя предприятия является правом собственника имущества. Исполнительные функции по управлению коллективом предприятия осуществляет правление, которое избирается собственником имущества на общем собрании тайным голосованием на альтернативной основе. Трудовой коллектив предприятия составляют все граждане, которые работают на основе трудового договора (контракта, соглашения).

Трудовой коллектив предприятия:

Рассматривает и утверждает коллективный договор;

Изучает и решает вопросы самоуправления трудового коллектива;

Определяет и утверждает перечень и порядок социальных льгот;

Рассматривает вместе с учредителем изменения и дополнения в устав предприятия;

Устанавливает условия найма руководителя;

Участвует в решении вопроса о выделении из состава подразделений для создания нового предприятия;

Вместе с владельцем решает вопрос о вступлении и выходе предприятия из объединения предприятий;

Принимает решение об аренде предприятий.

После выкупа предприятия трудовой коллектив приобретает права коллективного собственника. Полномочия трудового коллектива всех видов предприятий, использующих наемный труд, предусматриваются уставом, общим собранием и их выборным органом. Руководство предприятия самостоятельно решает вопросы деятельности предприятия, за исключением тех, которые относятся к компетенции других органов управления. Таким образом, устав дополняет и конкретизирует большинство положений учредительного договора.

При составлении устава нужно обратить особое внимание на фирменное название предприятия и его юридический статус. Фирменное название является визитной карточкой предприятия. Необходимо избегать повторения названий уже зарегистрированных фирм, поскольку одинаковое название может внести путаницу, а в некоторых случаях даже повредить имиджу новой фирмы.

Устав предприятия принимается и утверждается общим собранием учредителей. Утвержден устав сшивается нитками и заверяется нотариусом и в комплекте с другими документами передается в орган государственной регистрации.

Право на осуществление предпринимательской деятельности предприятие приобретает только после акта государственной регистрации такой деятельности, иначе такая деятельность является незаконной. Есть определенный порядок и условия регистрации нового предприятия. Любая предпринимательская структура считается созданной и приобретает права юридического лица с момента регистрации в государственной администрации местной власти по местонахождению предприятия или по месту жительства предпринимателя.

Финансово-хозяйственная деятельность предприятия любой организационно-правовой формы и собственности начинается с формирования уставного фонда.

Уставный фонд - это выделенные предприятию или привлеченные им на принципах, определенных законодательством, финансовые ресурсы в виде денежных средств или вложений в имущество, материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги, закрепленные за предприятием на праве собственности или полного хозяйственно-го ведения. За счет уставного фонда предприятие формирует свои собственные (основные и оборотные) средства.

Порядок и источники формирования уставных фондов зависят от типа предприятия и формы собственности, на базе которой оно функционирует. В Украине права предприятий различных форм собственности и типов закреплены в действующем законодательстве, в частности в законах Украины "О собственности", "О предприятие в Украине", "О хозяйственных обществах". Порядок формирования уставного фонда имеет специфические особенности для государственных, коллективных и индивидуальных предприятий.

Уставный фонд государственного предприятия - это сумма средств и стоимость материальных ресурсов, безвозмездно выделенные государством в постоянное распоряжение трудового коллектива предприятия на праве хозяйственного ведения. Предприятие владеет, пользуется, распоряжается этими ресурсами, оказывает относительно них любые действия, не противоречащие закону и целям деятельности предприятия. Размер уставного фонда государственного предприятия определяется объемом производства и услуг, на нем.

Источником формирования уставного фонда государственных предприятий есть средства, которые принадлежат государству. Они выделяются или из государственного бюджета, либо за счет других государственных предприятий - в порядке внутриотраслевого и межотраслевого перераспределения финансовых ресурсов по распоряжению государственных органов, выполняющих функции по управлению государственным имуществом (Фонд государственного имущества, министерства и ведомства Украины).

В современных условиях государственные предприятия наращивают свои уставные фонды за счет собственных накоплений: прибыли, часть которой они направляют на развитие производства - реконструкцию, приобретение нового оборудования, новых технологий, а вторую часть - на пополнение уставного фонда, прирост собственных оборотных средств.

Индивидуальные предприятия формируют уставный капитал (размер которого фиксируется законодательством) за счет собственных средств или заемных денег.

Коллективные предприятия - это форма объединения предпринимательского капитала. Объединение капиталов осуществляется на основе долевого или акционерной собственности.

Формирование уставного фонда акционерного общества осуществляется в соответствии с Законом Украины "О хозяйственных обществах". Акционерные общества формируют свои уставные фонды за счет реализации акций путем открытой подписки на них или купли-продажи на фондовой бирже (это касается открытых акционерных обществ) или путем распределения всех акций между учредителями без права распространения акций посредством открытой подписки и купли-продажи на бирже (в закрытых акционерных обществах). Таким образом, в закрытых акционерных обществах 100% уставного фонда принадлежит основателям. Законодательством установлено, что учредители открытых акционерных обществ несут обязательства выкупить 26% всех акций, то есть их доля в уставном фонде не может быть ниже 25%.

На стадии основания при создании открытого акционерного общества юридические и физические лица, которые изъявили желание купить акции, то есть стать акционерами нового предприятия, должны внести на счет учредителей не менее 10% стоимости акций, на которые они подписались.

Акционерное общество увеличивает свой уставный фонд за счет:

Дополнительного выпуска акций;

Направление прибыли на прирост уставного фонда путем увеличения номинальной стоимости акций.

Общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и полные общества формируют уставные фонды из взносов участников. Эти взносы, оцененные в национальной валюте, определяют долю (пай) участников в уставном фонде, причем в обществах с ограниченной ответственностью сумма вклада каждого из участников составляет границу его ответственности по обязательствам общества.

Пай каждого учредителя является именным, что подтверждается выдачей учредителю письменного паевого свидетельства. Оно не является ценной бумагой, то есть не может свободно продаваться на фондовой бирже и не может быть передано другому лицу без разрешения учредителей. На момент регистрации учредители обязаны сформировать 30% уставного фонда. Для этого на имя одного из основателей в банке открывается временный счет, на который вносится 30% суммы уставного фонда. Временный банковский счет не дает права на проведение расчетных операций.

Полная сумма уставного капитала должна быть внесена в течение одного года с момента регистрации. Свидетельство выдается после полного внесения пая, а прибыль, распределяется пропорционально пая, выплачивается после окончательного формирования уставного капитала и только в случае, если имущество общества превышает размер основного капитала. Общество в соответствии с законодательством Украины должно иметь уставный фонд в размере 100 минимальных заработных плат, установленных законодательством на момент регистрации общества.

В обществах с дополнительной ответственностью и полных товариществах участники отвечают за их долги суммой своих взносов в уставный фонд, а если сумма уставного фонда недостаточно для покрытия долгов общества, то дополнительно принадлежащим каждому члену.

К коммандитного общества входят участники, которые формируют уставный фонд на основе полного общества, а также вкладчики, которые отвечают по обязательствам общества только в пределах своего вклада в его уставный фонд.

Регистрационный этап образования предприятия охватывает следующие фазы:

Формирование пакета регистрационной документации;

Внесение необходимой суммы в уставный фонд и обязательных платежей;

Получение свидетельства о регистрации;

Получение идентификационного кода и печати;

Постановка на учет в статистическом управлении;

Регистрация в налоговой администрации и пенсионном фонде;

Открытие счета в учреждениях банка.

В Украине в последние годы действует типичная система регистрации вновь созданного предприятия. С целью регистрации нужно подавать такие документы:

Решение собственника имущества или уполномоченного органа об организации предприятия (при наличии двух или более собственников таким документом является договор об учреждении);

Устав предприятия;

Письменное подтверждение юридического адреса субъекта предприятия;

Регистрационную карточку, заполненную в трех экземплярах, которая одновременно выполняет роль заявления учредителя о регистрации предприятия;

Квитанцию об уплате пошлины за регистрацию предприятия;

Нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица.

Если собственниками субъекта предпринимательской деятельности являются физические лица, их подписи на учредительных документах должны быть нотариально удостоверены. На регистрацию подают только оригиналы учредительных документов, которые не должны содержать положений, противоречащих действующему законодательству. Ответственность за это несет заявитель.

При наличии указанных документов орган государственной регистрации в течение пяти рабочих дней с момента их поступления должен зарегистрировать предприятие и выдать заявителю свидетельство. Это дает право на открытие расчетного, валютного и других счетов в учреждениях банков, а также на изготовление печатей и штампов, на которых должен указываться номер свидетельства о государственной регистрации. Такой номер должен соответствовать идентификационному коду, по которому субъекта предпринимательской деятельности внесены в Государственный реестр отчетных статистических единиц.

Завершающим этапом создания и регистрации предприятия является открытие расчетного счета в соответствующем банке по месту нахождения вновь созданного предприятия.

Для открытия текущего счета предприятие должно представить в банк следующие документы:

Заявление об открытии счета установленного образца; - Копию свидетельства о государственной регистрации;

Копию зарегистрированного устава, заверенную нотариально или регистрирующим органом;

Копию документа о постановке предприятия на налоговый учет;

Карточку с образцом подписей лиц, которым предоставлено право распоряжаться счетом;

Копию документа о регистрации в органах Пенсионного фонда Украины.

Банк в трехдневный срок обязан открыть банковский счет и уведомить об этом налоговую инспекцию.

Рынок не предусматривает неограниченную свободу действий предпринимательских структур. Согласно действующему законодательству Украины можно осуществлять все виды предпринимательской деятельности, кроме некоторых.

Во-первых, только государственные предприятия и организации могут изготавливать и реализовать наркотические средства, военное оружие, боеприпасы к нему, взрывчатые вещества, охранять объекты государственной собственности.

Во-вторых, есть конкретный перечень видов предпринимательства, можно осуществлять лишь при условии получения специального разрешения - лицензии.

Лицензия (лат. Licentia - право, разрешение) - это документ, выданный Кабинетом Министров Украины или уполномоченным им органом, в соответствии с которым ее владелец имеет право заниматься определенным видом предпринимательской деятельности.

Существует 44 вида предпринимательской деятельности, для осуществления которых в соответствии с Законом Украины "О внесении изменений в Закон Украины" О предпринимательстве ", необходимо иметь лицензию. В частности к ним относятся:

Создание и содержание стрелковых тиров, стрельбищ, охотничьих стендов;

Изготовление и реализация лекарственных средств;

Изготовление пива, алкогольных напитков, а также изготовление и реализация этилового, коньячного и плодового спирта;

Изготовление табачных изделий;

Медицинская и ветеринарная практика;

Юридическая практика;

Международные перевозки пассажиров и грузов железнодорожным и автомобильным (кроме стран СНГ), воздушным, речным, морским транспортом;

Изготовление и ввоз бланков ценных бумаг, документов строгой отчетности и знаков почтовой оплаты, а также материалов и полуфабрикатов для их производства;

Добыча драгоценных металлов и драгоценных камней, изготовление и реализация изделий с их использованием;

Аудиторская и страховая деятельность;

Изготовление ветеринарных медикаментов и препаратов;

Деятельность, связанная с организацией иностранного и зарубежного туризма;

Осуществление операций с металлоломом;

Посредничество в трудоустройстве на работу за границей;

Доверительные и другие операции с имуществом доверителя (вкладчика) и другие.

Срок действия лицензии устанавливается органом, выдавшим лицензию, но не менее чем на три года. Лицензия выдается после принятия решения о ее выдаче и представления заявителем в орган, выдающий лицензию, документа о внесении платы за выдачу лицензии. Размер платы за выдачу лицензии устанавливается Кабинетом Министров Украины.



error: Content is protected !!